Парадоксальная ситуация - выходит - чем хуже, тем лучше. Этого не скрывают и аграрии.
Продать зерно, оказывается, не менее сложно, чем его вырастить. И основная задача после сбора зерна, как ни странно, не продать его, а оттягивать продажу как можно дольше из-за низких закупочных цен, которые сложились сейчас из-за диспропорции спроса и предложения на рынке зерна.
На пресс-конференции в ИА «Время», на которой были озвучены проблемы уборки и реализации зерновых, депутат областного совета, руководитель Аграрного холдинга Вадим Нестеренко подтвердил:
«Предложение сегодня превышает спрос. Цена падает, практически обваливается. Если в прошлом году урожай был рекордный за последние 20 лет и цена была на пшеницу до финансового кризиса 900 гривен, то сегодня, когда урожай уменьшился на 30 процентов, она стоит 700 гривен. Пшеница продовольственная в прошлом году «на старте» была 1000-1150 гривен за тонну, то сейчас 900 гривен и желающих ее купить особо нет. Ведь у трейдеров свои проблемы с финансированием и огромная проблема с невозвращением НДС.
Поэтому они очень осторожно относятся к закупкам. Механизм удердания зерна от преждевременной продажи есть. Это механизм залоговых закупок. То есть, гарантированная государством закупка зерна у сельскохозяйственных товаропроизводителей на определенный срок по залоговым ценам при сохранении за ними, на установленный в договоре залоговых закупок срок, права востребовать этозерно. Этот механизм не требует, по сути никаких финансовых затрат бюджета. Благодаря этому у производителей появится возможность не продавать зерно, а продержаться за залоговые деньги месяца три-четыре, пока цена на зерно выйдет на достаточно высокую рыночную стоимость. Механизм понятен и прозрачен. Деньги из бюджета не уходят. Сегодня правительство пытается этот механизм осуществить, соответствующее постановление есть, но, как всегда, проблемы с финансированием, нет в бюджете денег.
Поэтому я предложил губернатору Виктору Бондарю сделать в области залоговые закупки, используя кассовые остатки областного бюджета. Если написать соответствующую программу и принять ее в облсовете, «пустить» кассовые остатки на залоговые закупки, мы, аграрии, обеспечим возврат этих денег к концу года. Вернутся эти деньги точно, потому что нет смысла аграриям их не возвращать, ведь в таком случае зерно переходит в собственность государства, и никто не хочет расставаться с ним по 60% его стоимости. Приняв такой механизм на уровне Днепропетровской области, мы таким образом поддержим своих производителей».